Формирование исторической памяти молодого поколения – одна из важнейших задач, которые сегодня стоят перед системой образования Республики Беларусь. Решение этой задачи неразрывно связано с гражданско-патриотическим воспитанием учащейся молодежи на основе исторических традиций и традиционных ценностей современной белорусской нации. Принятие в 2022 г. Закона Республики Беларусь «О геноциде белорусского народа» и редакция названия памятной даты 22 июня как Дня всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа актуализировали формирование собственно белорусского образа исторического прошлого в рамках определения концептуальных основ государственной исторической политики и ее реализации. Инновационной характеристикой историко-обществоведческого образования на современном этапе можно считать дидактическое конструирование его содержания с учетом освещения темы геноцида белорусского народа как компонента белорусской национальной концепции исторического прошлого и белорусской модели исторической памяти.
В связи с этим в учреждениях общего среднего образования необходимо провести работу по ознакомлению обучающихся с Законом Республики Беларусь № 146-З от 5 января 2022 г. «О геноциде белорусского народа». Целесообразно использовать учебные занятия по учебному предмету «История Беларуси» (IX, XI классы), а также внеурочные мероприятия.
Обращаем внимание на то, что в рамках расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период Генеральной прокуратурой Республики Беларусь подготовлены информационно-аналитические материалы (Геноцид белорусского народа = Genocide of the Belarusian people: информационно-аналитические материалы и документы / Генеральная прокуратура Республики Беларусь ; под общей редакцией А. И. Шведа. – Минск : Беларусь, 2022. – 175 с.). Книга размещена на национальном образовательном портале (https://adu.by/images/2022/08/Genocide-belorusskogo-naroda.pdf).
Необходимо отметить, что актуальными направлениями использования в образовательном процессе информационно-аналитических материалов и документов по расследованию уголовного дела о геноциде белорусского народа во время Великой Отечественной войны являются следующие:
концептуально-методологическое, связанное с усвоением учащимися концепта «геноцид белорусского народа» при системном и комплексном изучении учебного предмета «История Беларуси»;
государственно-идеологическое, предполагающее ознакомление с сущностью государственной исторической политики в Республике Беларусь и основными направлениями ее реализации в условиях современных геополитических практик и фальсификаций событий Великой Отечественной войны в процессе информационной гибридной войны, связанных с попытками реабилитации нацизма;
воспитательно-мировоззренческое, ориентированное на формирование у обучающихся коллективной исторической памяти как гражданско-патриотического качества личности в рамках реализации Государственной программы патриотического воспитания населения Республики Беларусь;
национально-идентификационное, требующее актуализации в осознании современной учащейся молодежи национально-государственных идентификационных маркеров принадлежности как граждан Республики Беларусь к современной белорусской нации, одним из определяющих признаков которой в рамках реализации исторической преемственности является геноцид белорусского народа;
инструментально-дидактическое, обеспечивающее учебно-методическое сопровождение образовательной деятельности по трансляции тематики геноцида белорусского народа при создании соответствующих учебно-методических комплексов с учетом активизации современных психолого-педагогических средств и информационно-коммуникационных технологий;
историко-мемориальное, актуализирующее проблематику геноцида белорусского народа в предметном содержании школьного исторического образования как фактора консолидации современного белорусского общества при создании собственно белорусского образа Великой Отечественной войны (в контексте Второй мировой войны) в процессе трансляции исторической памяти.
Изучение и использование материалов в образовательном процессе призвано помочь обучающимся в понимании ключевых проявлений политики геноцида. Знакомство с историей преступлений против человечности должно привести обучающихся к осознанию своей ответственности как граждан за предотвращение распространения идей нацизма.
Педагогу необходимо учитывать, что материалы отражают самые трагические страницы истории Великой Отечественной войны. Важно понимать, что подробное изучение истории преступлений нацистов и их пособников против мирного населения на оккупированной территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны способствует глубокому осмыслению комплексного характера геноцида, что, в свою очередь, способствует пониманию необходимости предотвращения подобных явлений в мире.
Педагогу рекомендуется сосредоточить внимание на различных формах разрушительной политики, проводимой нацистами и их пособниками, и обеспечить дополнение информации о значимости региональной истории, связанной с геноцидом, информацией об основных событиях, датах, местах и существующих памятниках, связанных с геноцидом мирного населения на оккупированной территории Беларуси. Изучение данной темы требует деликатности и осознания сложного характера вопроса, рекомендуется тщательно подбирать письменные и наглядные материалы.
Значительный вклад в понимание истории преступлений нацистов и их пособников против мирного населения в годы Великой Отечественной войны способны внести свидетельства оставшихся в живых очевидцев. Их можно пригласить или использовать аудио-, видеозаписи их воспоминаний.
В содержании ряда учебных предметов заложен потенциал по формированию у учащихся правильной нравственной и общественно-политической позиции по отношению к событиям и итогам Второй мировой войны, фундаментальных ценностей общества, сохранению исторической памяти. Представленные информационно-аналитические материалы необходимо использовать как на уроках, так и во внеурочной работе.
В частности, при изучении учебного предмета «История Беларуси» информационно-аналитические материалы по освещению политики геноцида белорусского народа, предоставленные Генеральной прокуратурой Республики Беларусь, целесообразно использовать в IX классе при изучении темы «Германский оккупационный режим на территории Беларуси в 1941–1944 гг.».
Использование информационно-аналитических материалов и документов о геноциде белорусского народа на уровне базового образования предполагает событийно-хронологическое ознакомление обучающихся в IX классе с темой геноцида в годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории Беларуси, а также систематизацию соответствующих представлений и знаний с учетом активизации эмотивности личности и содержательной межпредметности. Особое внимание уделяется судьбам детей, которые стали жертвами войны, в том числе были насильственно угнаны на принудительные работы.
Понятие «геноцид» целесообразно пояснять в соответствии с содержанием данной темы и историческим словарем в учебном пособии: геноцид – уничтожение определенных групп населения по расовым, национальным, религиозным признакам.
Для визуализации учебного материала о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны рекомендуется использовать в образовательном процессе на II ступени общего среднего образования мультимедиапрезентацию (размещена на национальном образовательном портале: https://adu.by/ru/393-pedagogam/rassledovanie-ugolovnogo-dela-o-genotside/6221-informatsionno-analiticheskie-materialy-generalnoj-prokuratury-respubliki-belarus-o-rassledovanii-ugolovnogo-dela-o-genotside-belorusskogo-naroda-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny.html), в которой использованы следующие фотодокументы:
«Судебные процессы над военными преступниками» (Нюрнбергский процесс над военными преступниками. 20 ноября 1945 г.; немецкие военные преступники, обвиняемые Военным трибуналом Минского военного округа по делу о злодеяниях, совершенных на территории БССР в годы Великой Отечественной войны, на судебном процессе в Минском окружном Доме офицеров (15 января 1946 г.); обвиняемый – бывший заместитель начальника лагеря военнопленных № 131 Лангут Карл Макс во время допроса на судебном заседании Военного трибунала Минского военного округа в Минском окружном Доме офицеров (15-29 января 1946 г.));
«Экономические, политические и социальные проявления оккупационного режима (отправка населения в Германию, угон скота, проверка патрулями документов)» (немецкие оккупанты угоняют скот у сельчан (1943 г.); крестьяне молотят зерно под контролем немецких солдат (1943 г.); оккупационные власти отправляют на работу в Германию гражданское население. 1943–1944 гг.; солдаты войск СС сопровождают машины с жителями г. Могилева перед отправкой в Германию. 1943 г.; молодежь прощается с родными перед отправкой в Германию на железнодорожной станции в Бобруйске (1944 г.)).
При использовании мультимедиапрезентации целесообразно представить мемориальный комплекс «Детям – жертвам войны» как место трагедии белорусских детей – остарбайтеров. Учащимся необходимо предложить прочитать и осмыслить содержание открытого письма жительницы белорусского поселка Шумилино Зинаиды Лишаковой, которая в 1943 г., будучи подростком, попала в лагерь смерти Освенцим.
В завершение можно показать мемориальный комплекс «Тростенец» как место европейской и национальной исторической памяти и символ белорусско-германского взаимного примирения, что актуализируется выдержкой из текста посольства Республики Беларусь в ФРГ: «Беларусь в годы Второй мировой войны на своей территории пережила фактически два геноцида: холокост белорусских евреев и геноцид белорусов как составляющей восточных славян».
Обращаем внимание на то, что необходимо довести до учащихся информацию, что мемориальный комплекс «Хатынь» получил статус Всебелорусской молодежной стройки в рамках его реставрации. С такой инициативой к главе государства обратились представители Белорусского республиканского союза молодежи во время обращения Президента с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию в январе 2022 г. Строительство музея на территории мемориального комплекса и реставрационные работы Президент поручил завершить в сжатые сроки – к 80-летию Хатынской трагедии (к марту 2023 г.).
Изучение политики геноцида белорусского народа в старших классах направлено на расширение и углубление знаний, полученных учащимися в базовой школе. В процессе обучения необходимо вести с учащимися систематическую работу по овладению навыками работы с историческими источниками. С этой целью рекомендуется шире использовать практические занятия. В ходе таких занятий учащиеся могут выполнять проблемные задания; обосновывать свои суждения, приводить доказательства, конструировать определения понятий, представлять текстовую информацию в виде таблицы, графиков; осуществлять поиск информации по заданной теме в источниках различного типа; участвовать в организации и проведении учебно-исследовательской работы, в проектной деятельности; овладевают основными видами публичных выступлений (сообщение, дискуссия) и т. д. В связи с этим на уроках истории в XI классе рекомендуется использовать различные формы организации учебных занятий: комбинированные и интегрированные уроки, лекции, конференции, круглые столы и др.
Изучение этой темы предусмотрено учебной программой по истории Беларуси для XI класса, отдельные аспекты этой темы могут быть рассмотрены на уроках по всемирной истории в XI классе.
В процессе изучения истории значительное место должна занять работа с документами. С целью углубления знаний учащихся, дифференциации и индивидуализации работы необходимо использовать материалы хрестоматии «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)» (под науч. ред. академика А. А. Ковалени).
Работа с письменными источниками может проводиться на разных этапах урока. Разбор документа сопровождается комментированием во время аналитической беседы с классом, в процессе индивидуальной самостоятельной работы отдельных учащихся. По ходу разбора документа необходимо уточнить значение неизвестных терминов, рассказать об исторических личностях, которые приняли участие в его подготовке или упомянуты в нем. Основное место в работе с документами целесообразно отвести критическому анализу, интерпретации письменных текстов.
Помимо основных вопросов («Кто автор(-ы) документа?», «Когда он создан?», «Какие факты приведены в документе?»). Учащимся могут быть предложены вопросы и задания, помогающие раскрыть его содержание и определить личностное отношение учащихся к изучаемым событиям. Например, использовать оценочные вопросы, ориентированные на определение отношения обучающихся к теме урока, выявление их позиции в отношении к преступлениям нацистов и их пособников против мирного населения и военнопленных («Для чего необходимо сохранить и знать историческую правду о преступлениях нацистов в отношении мирного советского населения в годы Великой Отечественной войны?», «Почему необходимо изучать факты геноцида белорусского народа?», «Слышали ли вы о фактах геноцида от своих бабушек и дедушек?», «Как они оценивали эти события?»). Беседа, организованная с помощью таких вопросов, должна стимулировать творческую активность и искренность при выражении собственной позиции, формировать отторжение идеалов нацизма и осуждение их действий.
В процессе изучения темы геноцида следует обратить внимание на понятия «холокост», «гетто», «концентрационные лагеря», «карательные операции». Карательные операции проводились службами безопасности вермахта, подразделениями СС и полиции. В карательных операциях участвовали не только немецкие регулярные части, но и те, которые пошли на сотрудничество с оккупантами, изменники Родины белорусского, украинского, литовского, латышского происхождения. В связи с этим целесообразно рассмотреть также и понятие «коллаборационизм». Следует обратить внимание учащихся, что коллаборационизм был характерен для всех оккупированных стран.
Для визуализации учебного материала в образовательном процессе на III ступени общего среднего образования о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны рекомендуется использовать мультимедиапрезентацию (размещена на национальном образовательном портале: https://adu.by/ru/393-pedagogam/rassledovanie-ugolovnogo-dela-o-genotside/6221-informatsionno-analiticheskie-materialy-generalnoj-prokuratury-respubliki-belarus-o-rassledovanii-ugolovnogo-dela-o-genotside-belorusskogo-naroda-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny.html).
Использование документов о геноциде белорусского народа на учебных предметах «Беларуская літаратура», «Русская литература» и во внеучебной деятельности позволит «приблизить» учащихся к тем событиям, а также усилить эмоциональное восприятие художественных произведений, вызвать эмоциональный отклик. При изучении произведений о жертвах фашизма необходимо обращать внимание на трагический конфликт и понимание того, что насильственная смерть даже одного человека приобретает характер общенационального бедствия, последствия которого в полной мере ощутимы и сегодня.
При изучении таких произведений, как «Васількі» М. Лынькова, «Над апаленай вёскай» А. Кулешова, «Незагойная рана», «Знак бяды» В. Быкова, «Memento mori» Я. Брыля, «А зори здесь тихие…» Б. Васильева, «Судьба человека» М. Шолохова, «Такая долгая гроза» С. Бартоховой, «Иван» В. Богомолова и других, на разных этапах урока целесообразно продемонстрировать фото- и видеодокументы, копии настоящих бумажных документов, свидетельствующих о геноциде белорусов и других народов. При этом важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, а также по возможности связь с той местностью, где расположено учреждение образования.
При изучении стихотворения «Над апаленай вёскай» А. Кулешова учащимся можно показать публичную кадастровую карту Республики Беларусь: map/nca/by/layers / слои / дополнительные слои / сожженные деревни. Важно отметить, что сведения для этой карты постоянно дополняются. Впечатляющей будет информация о том, что всего на территории современной Беларуси разрушено и сожжено более 9200 сел и деревень, 682 тысячи зданий, некоторые населенные пункты подвергались сожжению несколько раз.
В процессе изучения обзорных тем, посвященных развитию литературы в годы Великой Отечественной войны и послевоенного периода, при характеристике условий развития искусства слова необходимо обращаться к документальным материалам о геноциде белорусского народа. Например, демонстрация Акта об издевательствах и о расстреле детей Домачевского детского дома Брестской области БССР; рассказы о деятельности Особой бригады СС «Дирлевангер», зверствах в лагерях смерти «Тростенец», «Дрозды», «Шталаг 352 (Масюковщина)» («Лесной лагерь»), «Озаричи», «Колдычево», фактах насильственного угона белорусов на принудительные работы с опорой на уже имеющиеся знания учащихся из истории собственной семьи или семей близких родственников, знакомых позволят лучше понять причины интереса к теме войны на разных этапах развития русской и белорусской литератур, осознать прототипную основу многих произведений, посвященных этой теме.
В содержании учебных программ по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» при ознакомлении учащихся с фактами о потерях Беларуси в период Великой отечественной войны в V классе учителю рекомендовано использовать произведения искусства, представленные в сборнике «Геноцид белорусского народа»: мемориальный комплекс «Хатынь» (скульптура «Непокоренный человек»), мемориальный комплекс «Тростенец».
История военных событий средствами искусства предложена в IX классе. Так, в работе «Пленных ведут» А. Шибнёва передан эпизод борьбы партизан с фашистскими захватчиками. Защитникам Брестской крепости посвящена скульптурная композиция «Жажда», живописные полотна «Защитники Брестской крепости» П. Кривоногова и картина с одноименным названием И. Ахремчика. В скульптурной композиции «Монумент в честь матери-патриотки Куприяновой» запечатлен образ матери, провожающей своих сыновей на войну. Картина «Партизанская мадонна» М. Савицкого, не случайно написанная мастером в стилистике иконописи, стала символом трагедии советского народа в Великой Отечественной войне. Этот статус картины сохраняется и в настоящее время.
Одним из наиболее скорбных произведений искусства, выражающих боль белорусского народа, является цикл М. Савицкого «Цифры на сердце». Каждая работа цикла («Свобода», «Эти выжили») – отдельная страница истории военного периода. Особое место в творчестве художника занимает тема детских судеб, искалеченных войной. Данная тема выделяется также в творчестве В. Турова (фильм «Я родом из детства», И. Добролюбова (фильм «Иван Макарович»). Художественную ценность фильмов белорусских режиссёров подтверждают звучащие в них песни «Враги сожгли родную хату», «Братские могилы». Радость и триумф белорусского народа многопланово отражены в композиции «Минск 3 июля 1944 года» В. Волкова.
Документы о геноциде белорусского народа могут быть использованы в проектной деятельности межпредметного характера. Приведем несколько примеров такого рода проектов.
Проект «Голоса сожженных деревень». Цель – формирование исторической памяти на основе углубленных знаний об историческом прошлом и анализе художественных произведений; формирование умений аккумулировать знания, полученные из различных источников и в разном виде. В ходе реализации проекта необходимо подобрать свидетельства очевидцев о фактах уничтожения жителей белорусских деревень, опубликованные в разных источниках, и сопоставить их с художественным воплощением в произведениях литературы. Результаты проекта могут быть оформлены в виде работы исследовательского характера; литературно-художественной композиции «Голоса сожженных деревень»; выпуска альманаха с одноименным названием; создания интерактивной карты, где будут отмечены сожженные населенные пункты и указаны художественные произведения, и др.
Проект «Имена моего города». Цель – углубление знаний о малой родине и развитие творческих способностей учащихся. В ходе реализации проекта учащиеся собирают сведения о героях Великой Отечественной войны, именами которых названы улицы города, в том числе о подпольщиках, партизанах, погибших от рук нацистов и предателей. На основе собранной информации и с учетом впечатлений, представлений о тех людях, их подвигах учащимся предлагается написать художественное или публицистическое произведение об этом человеке (рассказ, стихотворение, эссе). Результаты проекта могут быть представлены в виде сборника художественных произведений (в качестве иллюстраций может служить документальный материал, собранный в ходе проекта); литмонтажа «Имена моего города»; литературной конференции; тематической экспозиции и др.
Информационно-аналитические материалы и документы о геноциде белорусского народа используются не только при изучении учебных предметов в учреждениях общего среднего образования, но и могут быть включены в содержание воспитательных мероприятий духовно-нравственной, патриотической направленности, способствующих формированию у учащихся правильной нравственной и общественно-политической позиции по отношению к событиям и итогам Второй мировой войны, фундаментальных ценностей общества, сохранению исторической памяти белорусского народа.
Материалы, свидетельствующие о геноциде белорусского народа, рекомендуется использовать классными руководителями, педагогами-организаторами, руководителями по военно-патриотическому воспитанию, заместителями директоров по воспитательной работе в реализации воспитательной работы с учащимися.
Данные материалы будут востребованы:
при проведении мероприятий, посвященных памятной дате 22 июня как Дня всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа;
проведении памятных мероприятий (митингов-реквиемов), посвященных трагическим событиям Великой Отечественной войны: сожжению деревень, карательным операциям, лагерям смерти и другим преступлениям против белорусского народа (годовщина трагической гибели жителей Хатыни, уничтоженных немецко-фашистскими захватчиками, 22 марта);
проведении классных и информационных часов с целью сохранения героического наследия и правды обо всех периодах жизни белорусского народа, в том числе и в Год исторической памяти;
организации «Уроков мужества», посвященных подвигу белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, проведении тематических «Уроков памяти», приуроченных к памятным датам о жертвах Великой Отечественной войны;
в рамках организации проектной деятельности учащихся по изучению истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны (создание родословной, семейной летописи, фотоальбомов, семейных газет и др.) создании и разработки проектов: «Боевой путь моего прадедушки», «Имена героев в памяти поколений», «Память сквозь годы» и др.);
создании новых экспозиций (реэкспозиции) музеев учреждений образования, посвященных теме геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны; проведении экскурсий на базе данных музеев; сборе исторических и военных материалов для написания исследовательских работ в рамках деятельности научного общества учащихся, для реализации проектов по гражданскому и патриотическому воспитанию;
организации туристско-экскурсионной деятельности учащихся по памятным местам (мемориальным комплексам, музеям), посвященным сохранению памяти о жертвах белорусского народа в годы Великой Отечественной войны («Нам завещано помнить» и др.); подготовке и проведении тематических экскурсий для учащихся по данной тематике, по местам своего региона;
размещении и обновлении в интернет-ресурсах информационных материалов, теле- (радио-) сюжетов, направленных на доведение широкой общественности достоверной информации о геноциде белорусского народа, увековечение памяти его жертв (создание и обновление рубрики «Память и боль белорусской земли» на сайте учреждения образования);
организации поисково-исследовательской деятельности учащихся по установлению имен и судеб воинов, погибших на территории Беларуси в годы войны; изучению памятников, мест захоронений; составлению на этой основе новых экскурсионных маршрутов и интерактивных карт; обновлению банка данных о ветеранах Великой Отечественной войны. Поисково-исследовательская деятельность в учреждениях общего среднего образования ведется через научные общества учащихся, поисковые клубы, отряды и группы «Следопыт», «Юный патриот», «Нашчадкі Перамогі», «Поиск».
организации встреч учащихся c ветеранами Великой Отечественной войны, малолетними узниками фашистских концентрационных лагерей с целью ознакомления с историческими фактами от самих очевидцев;
проведении выставок в библиотеке учреждения образования, посвященных геноциду белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.
При выборе методов и форм организации патриотического воспитания учащихся важно учитывать их возрастные особенности, склонности и интересы, специфику и место расположения учреждения образования.
Использование в воспитательной работе по патриотическому воспитанию фактических материалов, свидетельствующих о геноциде белорусского народа, будет способствовать формированию ценностного отношения учащихся к историческому прошлому своего народа. Придание историческому материалу личностно значимого характера позволит воздействовать на внутренний мир учащегося, развитие его патриотических чувств и сознания, воспитание гуманизма, приобщение к системе общечеловеческих и национальных ценностей.
Тростенец. Незаживающая рана
С осени 1941-го по конец июня 1944 г.
Это крупнейшее место уничтожения людей стоит в одном ряду с Освенцимом, Майданеком, Треблинкой. Тростенец объединяет несколько мест: урочище Благовщина, где расстреливали, лагерь рядом с деревней Малый Тростенец, урочище Шашковка, где несчастных сжигали.
По официальным данным, здесь погибло 206,5 тысячи человек. Но озвучивают и другие цифры: 546 тысяч.
О них свидетельствуют документы Чрезвычайной госкомиссии от 1944 г.
Сюда свозили население не только из Беларуси, но и из Австрии, Польши, Чехословакии, Франции, Германии.
Людей загружали тяжелейшим трудом на нужды фашистов (выращивали овощи, растили скот, чинили обувь-одежду), кто не справлялся — расстреливали.
Хатынь. Иди и смотри!
22 марта 1943 г.
Трагедия произошла утром 22 марта 1943-го. Накануне в перестрелке с партизанами убит немецкий шеф-командир роты Ганс Вельке. Случай из ряда вон для нацистов. Вельке известен в Германии: спортсмен, олимпийский чемпион 1936 г. Фашисты пришли в ярость. Для подкрепления были вызваны полицейские из Плещениц, а также эсэсовцы особого батальона Дирлевангера. В ходе карательной операции вышли к Хатыни — небольшой деревне из 26 хат.
Всех, кто там был, согнали в сарай. И подожгли… Жуткие рыдания, крики поднялись над округой. Кто-то вырывается из огня, но падает, скошенный пулей… Дети, старики, женщины, целые семьи. 75 детей до 16 лет, 74 взрослых. Все имена установлены.
Озаричи. Это не должно повториться
С 10 по 19 марта 1944 г.
Лагерь смерти недалеко от Озаричей, деревни Подосинник, поселка Дерть. Создан гитлеровцами для распространения среди мирного населения и в рядах наступающей Красной армии инфекций и массового уничтожения людей. Сюда сгоняли под предлогом эвакуации. Вместе с узниками размещали зараженных сыпным тифом, специально доставленных из больниц. Заражали и через хлеб, который бросали прямо в грязь. На голой земле на болотистом месте, обнесенном колючей проволокой, с заминированными подходами содержалось около 50 тысяч человек. Им нельзя было разводить огонь, собирать сухие ветки для подстилки, приближаться к ограждениям. Иначе — расстрел…
За несколько дней существования лагеря уничтожено не менее 9000 человек.
Ежедневно здесь умирали тысячи людей. Их никто не хоронил, трупы намеренно оставляли здесь же. Это была настоящая фабрика смерти, хотя и без крематория. Даже в Бухенвальде и Освенциме у людей были крыша над головой и похлебка, в Озаричах — болото под открытым небом.