Основной целью психологического просвещения и профилактики является предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, а также повышение психологической культуры педагогов и родителей.
Психологическое просвещение – это совокупность методов и средств по информированию лиц, заинтересованных или нуждающихся в психологических знаниях с целью повышения их психологической культуры.
Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры.
В круг актуальных вопросов, предлагаемых родителям и педагогам, должны входить:
— возрастные особенности детей;
— условия, необходимые для полноценного психологического развития;
— готовность к школе и т. д.
Другими словами, родители и педагоги должны получать своевременную информацию об актуальном состоянии ребенка (процессе его развития, сформированности каких-либо навыков и т. д.) и возможных проблемах, которые могут возникнуть в будущем при несоблюдении правил.
Специфика психологического просвещения в условиях учреждения образования состоит в том, что носит одновременно профилактический и собственно образовательный характер. В первом случае речь идёт о предупреждении отклонений в развитии и поведении детей посредством информирования родителей и педагогов.
Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные последствия для дальнейшего развития ребенка. Во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и педагогов с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений. Для родителей здесь имеет большое значение знакомство с основами некоторых психологических дисциплин: «Психология семьи», «Детская психология». Для педагогов – психологическая специфика педагогических воздействий и возрастные особенности развития детей в контексте возрастной, педагогической и детской психологии.
Условием образовательного направления просветительской работы является терминологическая и содержательная адаптированность знаний для лиц, не имеющих специальной подготовки.
Просветительская работа охватывается в основном групповыми формами воздействий. Прежде всего, это: лекции, диспуты с организацией дискуссий, семинары, психологические погружения и некоторые виды тренингов. Данные формы просветительских воздействий обеспечиваются вербально-коммуникативными средствами, т.е. построены с учетом возможностей монологического (лекции), диалогического (дискуссии) и группового (диспуты) общения.
Тематическое содержание просветительской работы определяется как по запросам родителей и педагогов, так и по инициативе психолога. Обсуждение некоторых проблемных вопросов заранее планируется психологом. Для родителей это темы, связанные с адаптацией к дошкольному учреждению, готовностью к школе, психосексуальным познанием и половой идентификацией, техническими информационными и игровыми средствами (телевидение, видео, компьютер, игровые компьютерные приставки, пейджеры, «томагочи»). Для педагогов — развивающие программы для детей, симптоматика нарушений и отклонений в развитии детей, общие и специальные способности (детская одаренность). Данная тематика обусловлена анализом наиболее часто встречающихся запросов.
Наряду с вербально-коммуникативными средствами в психологическом просвещении широко используются и невербальные (наглядные) средства. В условиях учреждения образования они представлены стендовой информацией, специально оформленными брошюрами и распечатками рекомендательных текстов, развивающих игр и упражнений, мини-тестов и анкет. Кроме того, в распоряжение родителей может быть предоставлена библиотека с подборкой психологической литературы по вопросам семьи и брака. Для педагогов может быть подготовлена подборка психолого-педагогической литературы.
Психопрофилактика — это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.
Психологическая профилактика предполагает:
1)ответственность за соблюдение в учреждении образования психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;
2) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;
3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.
Факторы риска суицида и парасуицида
К ситуациям риска провоцирующим подростков на совершение суицида относятся:
— ситуации, переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые, угрожающие их образу «я» и унижающие чувство собственного достоинства;
— конфликтные отношения в семье;
— смерть любимого (другого значимого человека);
— разрыв отношений и межличностные конфликты;
— запугивание, издевательства со стороны сверстников, длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;
— серьезные трудности в учебе и высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзамены);
— нежелательная беременность, аборт и его последствия;
— ВИЧ-инфекция или заражение другой болезнью, передающейся половым путем;
— серьезная физическая болезнь.
Семейными факторами, влияющими на суицидальность детей и подростков являются:
— психические отклонения у родителей;
— история самоубийства и суицидальные попытки в семье;
— насилие в семье (включая психическое, физическое и сексуальное);
— недостаток внимания и заботы либо излишняя родительская авторитарность, отсутствие гибкости (ригидность) в вопросах воспитания;
— конфликтные отношения между членами семьи и неспособность продуктивного обсуждения семейных проблем;
— развод родителей.
Симптомы основных психических расстройств
К ситуациям риска провоцирующим подростков на совершение суицида относятся:
— ситуации, переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые, угрожающие их образу «я» и унижающие чувство собственного достоинства;
— конфликтные отношения в семье;
— смерть любимого (другого значимого человека);
— разрыв отношений и межличностные конфликты;
— запугивание, издевательства со стороны сверстников, длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;
— серьезные трудности в учебе и высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзамены);
— нежелательная беременность, аборт и его последствия;
— ВИЧ-инфекция или заражение другой болезнью, передающейся половым путем;
— серьезная физическая болезнь.
Семейными факторами, влияющими на суицидальность детей и подростков являются:
— психические отклонения у родителей;
— история самоубийства и суицидальные попытки в семье;
— насилие в семье (включая психическое, физическое и сексуальное);
— недостаток внимания и заботы либо излишняя родительская авторитарность, отсутствие гибкости (ригидность) в вопросах воспитания;
— конфликтные отношения между членами семьи и неспособность продуктивного обсуждения семейных проблем;
— развод родителей.
Симптомы основных психических расстройств
Депрессия. Сочетание симптомов депрессии и проявлений антисоциального поведения описывают как самый частый предвестник самоубийства у подростков. Школьники, страдающие депрессией, нередко обращаются к врачу с жалобами на соматические симптомы (головные боли, боли в животе, стреляющие боли в ногах или груди). Девочки в состоянии депрессии обычно замыкаются в себе, становятся молчаливыми, печальными и пассивными. В отличие от них мальчики чаще проявляют склонность к разрушительному и агрессивному поведению, учителям и родителям приходится уделять им много внимания. Агрессивность может приводить к изоляции и одиночеству, которые сами по себе являются факторами риска суицидального поведения.
Особенности течения депрессии в разных возрастных группах представлены в следующей таблице.
Признаки депрессии у детей и подростков (сравнительная характеристика)
ДетиПечальное настроение | ПодросткиПечальное настроение |
Потеря свойственной детям энергии | Чувство скуки |
Внешние проявления печали | Чувство усталости |
Нарушения сна | Нарушения сна |
Соматические жалобы | Соматические жалобы |
Изменение аппетита или веса | Неусидчивость, беспокойство |
Ухудшение успеваемости | Фиксация внимания на мелочах |
Снижение интереса к обучению | Чрезмерная эмоциональность |
Страх неудачи | Замкнутость |
Чувство неполноценности | Рассеянность внимания |
Негативная самооценка | Агрессивное поведение |
Постоянное чувство вины | Непослушание |
Повышенная чувствительность к средовым воздействиям, сужение зоны комфорта | Склонность к бунту |
Чрезмерная самокритичность | Злоупотребление алкоголем или наркотиками |
Снижение общительностиАгрессивные действия | Плохая успеваемостьПрогулы в школе |
Психозы (психотическиерасстройства):
своеобразные нарушения мышления в виде оторванности от внешнего мира и реальных факторов, бредовых идей воздействия и управления своими действиями или мыслями посторонней силой, бредовых идей самообвинения, самоуничижения, виновности и преследования; наличие слуховых галлюцинаций императивного (вынуждающего к действию) характера. Дети слышат голос (или голоса), которые приказывает совершить суицид, «уйти из жизни». Распространенность у детей и подростков тяжелых психических расстройств, подобных шизофрении или маниакально-депрессивному психозу является невысокой. Суицидальный риск в категории таких пациентов возрастает при сочетании психотического расстройства и злоупотребления алкоголем, наркотиками и табачными изделиями.
Расстройство адаптации:
наблюдается в период адаптации к значительному изменению социального статуса (потеря близких или длительная разлука с ними, положение беженца и тому подобные) или к стрессовому жизненному событию (в том числе — серьезное физическое или психическое заболевание).
Симптомы: — депрессивное настроение, тревога, беспокойство;
— чувство неспособности справиться с ситуацией, приспособиться к ней;
— снижение продуктивности (плохая успеваемость, снижение внимания, памяти);
— склонность к драматическому поведению, вспышки агрессии.
Нарушения поведения:
возбуждение, агрессия, импульсивность, прогулы в школе и уходы из дома, вызывающее провокационное поведение, воровство, лживость, откровенное постоянное непослушание. Среди детей и подростков с нарушениями поведения и склонных к самоубийству, многие злоупотребляют алкоголем и наркотиками. Установлено, что в данной суицидальной группе риска перед совершением суицидальной попытки каждый четвертый употреблял алкоголь или наркотические вещества.
Нарушения пищевого поведения (нервная анорексия)
Расстройство, характеризующееся преднамеренным снижением веса изза неудовлетворенности своим телосложением и внешностью. Подростки стремятся похудеть, избегая употребления калорийной пищи, снижая пищевой объем, вызывая рвоту после еды, принимая слабительные и мочегонные средства, чрезмерно занимаясь физкультурой и спортом. Анорексия весьма часто сочетается с депрессией, суицидальный риск у этого контингента примерно в 20 раз выше, чем в общей подростковой популяции.
Знаки (проявления) суицидального риска
Поведенческие признаки:
— внезапная замкнутость и отказ от общения с детьми;
— употребление спиртного и/или наркотических средств;
— избегающее поведение (необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома, прогулы в школе);
— безразличное или негативное отношение к своему внешнему виду;
— безразличное, а иногда бравирующее отношение к ситуациям неудач в повседневной жизни;
— внезапное враждебное поведение, асоциальные поступки, инциденты с правоохранительными органами, участие в беспорядках;
— внезапно могут появиться проблемы концентрации внимания, снижение успеваемости, активности, неспособность к волевым усилиям.
Особенности эмоционального состояния и особенности мышления, свидетельствующие о суицидальной угрозе:
— невыносимая психологическая боль, которую хочется уменьшить любыми средствами;
— разочарование в удовлетворении психологических потребностей (потребности в безопасности, возможности достичь чего-то, овладеть чемто, необходимости дружбы или принадлежности к чему-то или к какойто группе);
— поиск решения проблем не дает результата, заводит в тупик, наводит на мысли о смерти;
— присутствует беспомощность, безнадежность, чувство бессилия, невозможность что-то сделать, чувство, что никто из окружающих не может ему помочь в борьбе с его болью; — конфликт ценностей и полярность мышления. Видит вещи в чернобелом свете, либо все хорошо, либо все плохо;
— противоречивость (амбивалентность) в отношениях и мышлении, например: одновременно любит и ненавидит родителей, сестер и братьев, противоречив в принятии своего решения о жизни и смерти. Именно эта противоречивость и дает возможность вовремя предотвратить суицидальный поступок. Подросток старается сделать так, чтобы другие увидели его боль, остановили, переубедили и изменили ход его мыслей в суицидальном направлении, оставляя сигналы и ключи.
Словесные ключи:
— прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть», «ты меня больше не увидишь», «я не могу больше выносить эту проблему», «скоро все это закончится»;
— шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни;
— уверения в беспомощности и зависимости от других;
— прощание;
— сомообвинения;
— сообщение о конкретном плане суицида.
Поведенческие ключи:
— раздача своих ценностей, долгов (начинает чинить какие-то вещи с друзьями и родителями, что бы все было в порядке);
— написание «записок-завещаний»;
— несоблюдение правил личной гигиены, изменение привычек сна, питания;
— самоизоляция от других людей, резкое снижение повседневной активности;
— частое прослушивание траурной или печальной музыки;
— склонность к неоправданно рискованным поступкам.
Ситуационные ключи:
— психотравмирующие события, которые недавно произошли в жизни ребенка или подростка (разрыв отношений с любимым человеком, публичное оскорбление, незаслуженное наказание, конфликт с родителями и т.п.).
Мотивы суицидального поведения
— обида, чувство одиночества, отчужденности и непонимания;
— действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;
— переживания по поводу смерти, развода или ухода родителей из семьи;
— чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
— страх позора, насмешек или унижения;
— любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
— чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;
— желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
— страх наказания, нежелание извиниться;
— сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов, публикаций в СМИ («синдром Вертера»).
Как вести себя с суицидальными учащимися в школе
Возникшие подозрения о суицидальной опасности являются показанием ряда следующих мероприятий:
- Информирование родственников подростка о суицидальной опасности или действиях.
- Обеспечение непрерывного наблюдения за подростком как в школе, так и в семье.
- Привлечение для консультации детского психиатра или психотерапевта (с согласия родителей или официальных опекунов).
Алгоритм действия педагога-психолога при контакте с ребенком-суицидентом в различных психологических ситуациях:
А. При наличии признаков психических нарушений (бреда, галлюцинаций, психомоторного возбуждения).
К основным признакам бреда относятся ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невозможно разубедить (пример: «Я должен выброситься из окна и тогда люди перестанут болеть», «Я избран для великой миссии», «Я инопланетянин, я не могу разбиться, сейчас я вам это докажу …»).
Галлюцинации характеризуются тем, что пострадавший переживает ощущение присутствия воображаемых объектов, которые в данный момент не воз- действуют на соответствующие органы чувств (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и прочее).
В данной ситуации требуется: 1.Сообщить родителям и вызвать бригаду скорой психиатрической помощи. 2.До прибытия специалистов следить за тем, чтобы ребенок не навредил себе и окружающим. Уберите от него предметы, представляющие потенциальную опасность. Изолируйте его от детей и не оставляйте одного. 3.Говорите спокойным голосом. Соглашайтесь с ним. Помните, что в такой ситуации переубедить пострадавшего (изменить его бредовую направленность или доказать отсутствие галлюцинаций) невозможно.
Психомоторное возбуждение (потеря способность логически мыслить и принимать решения, ребенок становится похожим на животное, мечущееся в клетке: движения резкие, речь ненормально громкая, не реагирует на замечания и просьбы).
В данной ситуации: 1.Используйте прием «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки ему под мышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя. 2.Изолируйте от других учащихся. 3. Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает. («Тебе хочется что-то сделать, чтобы это прекратилось? Ты хочешь убежать, спрятаться от происходящего?») 4.Не спорьте, не задавайте вопросов, в разговоре избегайте фраз с частицей «не», относящихся к нежелательным действиям, например: «Не беги -стой», «Не размахивай руками — опусти руки», «Не кричи — говори тише»). 5.Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением.
Агрессия — один из непроизвольных способов, которым организм человека «пытается» снизить высокое внутреннее напряжение. Проявление злобы или агрессии может сохраняться достаточно длительное время.
В данной ситуации: 1.Сведите к минимуму количество окружающих (но не оставайтесь с ними один на один). 2.Дайте возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» диван, стул). 3.Демонстрируйте благожелательность. Даже если вы не согласны с ребенком, не обвиняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий. Иначе агрессивное поведение будет направлено на вас. Нельзя говорить: «Что же ты за человек!» Следует сказать: «Ты ужасно злишься, тебе хочется все разнести вдребезги. Давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуации». 4.Не старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.
Б. При наличии признаков психологического дискомфорта (плача, истерики). Плач с суицидальными высказываниями.
В данной ситуации: l.He оставляйте его одного. 2.Установите с ним физический контакт (возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо). Дайте ему почувствовать, что вы рядом. 3.Применяйте приемы «активного слушания» (они помогут ребенку выплеснуть свое горе): говорите о своих и его чувствах. 4.Не старайтесь успокоить ребенка. Дайте ему возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» из себя горе, страх, обиду. 5.Задавайте минимум вопросов, не давайте советов. Ваша задача — выслушать.
Истерический припадок (длится от нескольких минут до несколько часов). Основные признаки: сохраняется сознание, чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы, речь эмоционально насыщенная, быстрая, крики, рыдания.
В данной ситуации: 1. Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с ребенком наедине, если это не опасно для вас. 2.Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко на него крикнуть). 3.Говорите короткими фразами, уверенным тоном («Выпей воды», «Умойся»). 4.После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До прибытия родителей или медработника наблюдайте за его состоянием. 5.Не потакайте его желаниям. При контакте с суицидальным учащимся следует соблюдать баланс между дистанцией и близостью, между эмпатией и уважением.
В. В ситуациях подозрения на суицидальное поведение
Особенности коммуникации:
- сохранять понимающую и вежливую позицию;
- дать необходимые объяснения о чувствах и поведении человека в кризисе;
- принять то, что мы не всегда можем предупредить суицид;
- принять то, что суицид — это не игра и не беспомощная попытка привлечь к себе внимание; иначе говоря, к суициду нужно относиться серьезно;
- говорить с подростком о его чувствах, иначе его изоляция усиливается;
- учиться справляться с собственными страхами, в том числе через осмысление предмета и осознание его значения для себя;
- избегать моральных оценок и директивного тона в беседе;
- проявлять уважение к мнению и ценностям собеседника;
- избегать невыполнимых обязательств;
- иметь в себе мужество задавать нужные вопросы (максимально конкретные);
- избегать принятия решений «вместо» подростка-суицидента. Часто подростки высказывают свою удовлетворенность беседой, что усыпляет бдительность окружающих. Следует помнить, что суицидальные мысли могут легко возвращаться в течение нескольких дней или часов. В конце беседы следует проигрывать поведение подростка в будущих кризисных ситуациях или неразрешенной текущей. Примеры интервью (беседы) с подростком приведены в Приложении № 4. Если вы чувствуете, что подросток находится в стадии риска, самое лучшее, что вы можете сделать для себя, это не заниматься этим один на один. Пусть в это будут вовлечены другие люди (родители, родственники, специалисты службы охраны психического здоровья — детские психиатры, психотерапевты, психологи).
Госпитализация в стационар осуществляется с согласия родителей или официальных опекунов ребенка и показана:
— во всех случаях повторных суицидных попыток;
— при наличии психических расстройств;
— при наличии высокого риска суицидных действий;
— устойчивых мыслей о самоубийстве;
— высоком уровне решимости умереть в ближайшем будущем (в течение ближайших часов или дней);
— существовании плана, в котором используется насильственный и высоко летальный метод;
— беспокойстве или панике;
— неблагоприятной семейной ситуации.
Порядок недобровольной госпитализации определен законом Республики Беларусь № 337, 1999 года «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».